«

»

Июн 27 2017

Распечатать Запись

ПАМЯТКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

ПАМЯТКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ
по защите своих прав при проверке их деятельности органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Регламентация проведения проверок.

Вопросы осуществления проверок деятельности субъектов предпринимательства регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним иными нормативными актами.

Особенности в отношении отдельных видов контроля могут быть предусмотрены соответствующими профильными законами (например, государственного пожарного надзора — Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Требования названного Закона не применяются при проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками полиции, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, налогового контроля и в других случаях, указанных в п.п. 3 и 3.1 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ.

Порядок проведения проверки.

Все проверки проводятся на основании распоряжения (приказа) руководителя органа контроля, который в начале проверки вручается под роспись руководителю проверяемого лица или его представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения. По итогам проверки составляется акт, один экземпляр которого также вручается проверяемому лицу. Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении (приказе).

О проведении плановой проверки лицо извещается не позднее трех рабочих дней до ее начала, внеплановой — не менее чем за двадцать четыре часа посредством направления копии распоряжения или приказа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Предварительного уведомления о внеплановой проверке не требуется, если в результате деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Отдельными федеральными законами также предусмотрены случаи проведения внеплановых выездных проверок без предварительного уведомления (к примеру ст. 13 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

Виды проверок.

Проверки делятся на плановые и внеплановые, каждая из которых может быть выездной (проводятся по месту осуществления хозяйственной деятельности) и документарной (проводятся по месту нахождения контролирующего органа).

Общая периодичность плановых проверок – не чаще чем 1 раз в 3 года с даты последней проверки, государственной регистрации или начала осуществления предпринимательской деятельности согласно поданного уведомления. Иная периодичность может быть предусмотрена специальными федеральными законами (например, проверка в рамках лицензионного контроля возможна по истечении 1 года с даты выдачи лицензии — ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

С 2017 года для отдельных видов контроля вводится риск-ориентированный подход к планированию проверок. Это означает присвоение определенной категории риска или класса опасности в отношении каждого поднадзорного объекта и включение в планы проверок с учетом периодичности, установленной для соответствующей категории. В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

План проверок на очередной год формируется Генеральной прокуратурой РФ с учетом требований действующего законодательства до 31 декабря и размещается на Интернет-сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации (www.genproc.gov.ru), прокуратуры Красноярского края (www.krasprok.ru), а также на официальных Интернет-сайтах соответствующих органов контроля.

Кроме того, сведения о плановых и внеплановых проверках возможно получить в открытых данных ФГИС Единый реестр проверок (www.proverki.gov.ru).

Основания для внеплановой проверки.

Общими основаниями для внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений;

2) поступление в орган контроля обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно об их угрозе (проводятся только по согласованию с органами прокуратуры);

выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с субъектом проверки параметров деятельности, соответствие которым или отклонение от которых является основанием для проведения внеплановой проверки (проводятся только по согласованию с органами прокуратуры);

нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора.

Другие основания могут быть предусмотрены специальными федеральными законами (например, наличие заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав может стать поводом для проверки Государственной инспекции труда — ст. 360 Трудового кодекса РФ).

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган контроля, а также обращения, не содержащие сведений о фактах, причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, безопасности государства или угрозе их причинения, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Также не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки заявления, поступившие посредством электронной почты и не содержащие сведений об авторизации заявителя.

Максимальный срок проверки не может превышать 20 рабочих дней конкретный срок плановой проверки определяется планом, внеплановой -приказом о ее проведении.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год (ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ). Данное время считается исходя из продолжительности нахождения инспектора на предприятии.

Права предпринимателя при проведении проверки.

При проведении проверок предприниматель вправе (ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ):

— непосредственно присутствовать при проведении проверки и давать необходимые объяснения;

— получать от проверяющего лица информацию, которая относится к предмету проверки;

— знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними, с иными документами проверки, а также предоставлять иные документы по собственной инициативе, которые могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия;

— обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контролирующего органа в административном и (или) судебном порядке;

— привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Ответственность органов контроля за нарушения
законодательства в данной сфере.

В случае грубого нарушения требований Федерального закона № 294-ФЗ (отсутствие оснований для проверки, отсутствие согласования с органами прокуратуры, нарушение сроков, проведение проверки без распоряжения (приказа) и т.д.), результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения лицом обязательных требований и подлежат отмене (ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ).

Указанные нарушения влекут для сотрудников органов контроля (надзора) административную ответственность вплоть до дисквалификации по ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Роль органов прокуратуры в защите предпринимателей от
излишнего давления со стороны контролирующих органов.

Полномочия прокуратуры:

— формирование сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, исключение из планов органов контроля необоснованных проверок;

— согласование в ряде случаев внеплановых выездных проверок;

— проведение проверок исполнения органами государственной власти и местного самоуправления законодательства в сфере государственного и муниципального контроля и надзора, принятие при необходимости мер прокурорского реагирования.

Способ защиты прав предпринимателем.

В случаях нарушения Ваших прав Вы вправе обращаться в районные (городские) прокуратуры по месту совершения неправомерных, по Вашему мнению, действий (бездействия), адреса и телефоны которых указаны на сайте прокуратуры Красноярского края, либо непосредственно в прокуратуру края по адресу:

г. Красноярск, пр. Мира, 32.

Имеется возможность подать свое обращение через Интернет-приемную на сайте прокуратуры края.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://stolstihino.bdu.su/2017/06/27/%d0%bf%d0%b0%d0%bc%d1%8f%d1%82%d0%ba%d0%b0-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8f%d0%bc/

Создание сайтов в Минусинске — www.msonline.ru